Как правильно конспектировать лекции, уроки и вебинары

Кажется, что вести конспекты легко. Но на деле записи часто превращаются в хаотичный набор слов, из которого тяжело что-либо понять.
В статье рассказываем, почему обычные записи не работают — и как делать конспекты так, чтобы они действительно помогали. А еще делимся лайфхаком, как экономить время с помощью автоматической расшифровки лекций.
В этой статье:

В чем основная проблема конспектирования

Когда мы ведем конспект во время лекции или урока, наш мозг выполняет несколько процессов одновременно: слушает, пытается понять смысл и отбирает мысли, которые нужно записать.
При этом скорость речи в несколько раз выше скорости письма. Человек говорит около 120 слов в минуту, а пишет — примерно 20. Приходится выбирать, чем пожертвовать: пониманием смысла или точностью записи
Часто приоритет отдается точности, а не пониманию — и конспект превращается в несвязанный набор цитат. А постоянное переключение между слушанием, анализом и записью перегружает память: вы помните отдельные факты, но теряете общий смысл.
Как решить проблему. Чтобы конспекты действительно помогали запоминать материал, нужно научиться фиксировать смысл, а не просто слова. Ниже расскажем о принципах, которые делают записи удобными для повторения.

5 принципов, как делать конспекты лекций и уроков

Определите цель. Важно понять, чего вы хотите: просто зафиксировать факты или понять материал. Если лекция насыщена цифрами, датами и конкретными деталями, лучше фиксировать максимум информации. А если в ней больше абстрактных идей и концепций, имеет смысл писать меньше и сосредоточиться на понимании.
Пишите осознанно и сокращайте. Не пытайтесь дословно записать все подряд — сосредоточьтесь на ключевых идеях, цитатах и примерах. Можно перефразировать информацию, сокращать ее и записывать так, как удобно вам.
видеоконтент
Структурируйте. Используйте подзаголовки, списки, схемы и стрелки. Структурированный конспект легко читается, а нужные идеи быстро находятся даже через время.
Отмечайте непонятные моменты. Если во время лекции не успели усвоить какую-то мысль, поставьте пометку или выделите непонятный фрагмент цветом. Так вы не потеряете нить повествования и сможете вернуться к сложному моменту позже.
Оценивайте свои записи. После лекции или вебинара просмотрите конспект: понятна ли логика, сокращения и пометки. Если нет, дополните записи сразу, пока информация свежа.

Какие есть методы конспектирования

Существует множество способов конспектирования — от классических заметок до визуальных карт. Рассказываем о 4 самых популярных.

Метод Корнелла

Систему разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук. Он искал способ, как вести заметки, чтобы помочь студентам лучше запоминать материал.
В чем суть. Чтобы вести записи по методу Корнелла, нужно разделить страницу на три части: широкая колонка для основных мыслей, узкая для ключевых слов и вопросов, полоса внизу для итогов.
видеоконтент
Почему метод работает. Он помогает осмысливать информацию — когда вы выделяете ключевые слова и формулируете вопросы, активно включается мышление. Еще такая структура упрощает повторение: достаточно пробежать глазами по колонке с ключевыми словами или взглянуть на резюме.

Метод Outline

Способ основывается на классической структуре логических записей, которые используются в американских школах и колледжах с начала 20 века.
В чем суть. Информацию нужно записывать в виде иерархии: сначала основная тема, затем подтемы и уточняющие детали. Каждый уровень — с отступом.
видеоконтент
Почему метод работает. Он помогает быстро схватить суть и выстроить логические связи. Когда вы выделяете главные идеи и второстепенные детали, мозгу легче ориентироваться. А при повторении можно быстро считать структуру материала.

Метод боксов

Подходит для конспектирования лекций и вебинаров с большим количеством смысловых блоков.
В чем суть. Каждая тема или отдельная мысль помещается в квадрат (бокс). Внутри бокса записываются ключевые моменты, детали и выводы. Боксы можно соединять стрелками, если темы связаны.
видеоконтент
Почему метод работает. Визуальное разделение помогает быстро ориентироваться в записях. А еще так проще сфокусироваться на отдельном аспекте темы — поможет, если материал сложный для понимания.

Ментальные карты

Метод придумал психолог Тони Бьюзен в 1970-х. Он заметил, что мозгу легче работать с ассоциациями, образами и разветвленной структурой.
В чем суть. Ментальная карта — это древовидная схема. В центре находится главная идея, и от нее отходят ветви с подтемами и деталями. Можно использовать любые визуальные элементы — разные цвета, рисунки, стрелки.
видеоконтент
Почему метод работает. Мозг лучше воспринимает информацию через образы и ассоциации. А еще ментальные карты стимулируют креативность — когда вы рисуете ветви и добавляете цвета, это вовлекает воображение и помогает находить новые идеи.

Как легко делать конспекты с помощью автоматической расшифровки

В начале статьи мы рассказали, почему одновременно слушать и конспектировать тяжело. Чтобы упростить процесс, можно записать лекцию на диктофон, а затем расшифровать запись через специальные сервисы — например, Teamlogs. Вы получите предварительный конспект лекции автоматически, и сможете доработать его по одному из вышеперечисленных методов.
Как работают сервисы расшифровки. В основе — нейросети, обученные на разговорной речи. Вы загружаете файл, и через пару минут получаете текст. Современные сервисы:
  • расшифровывают с точностью 95%
  • разделяют расшифровку по говорящим,
  • позволяют редактировать текст и добавлять пометки.
Еще в сервисе Teamlogs есть ИИ-помощник — как ChatGPT, но для расшифровок. Он может выделить из транскрибации лекции главные мысли, ключевые слова и сделать краткое содержание. На основе этих наработок легко будет составить конспект.
видеоконтент

ИИ-помощник в сервисе Teamlogs — для работы с расшифровкой лекции можно воспользоваться быстрыми командами